Как создать такси в Казани PDF Печать E-mail

Рынок такси в Казани перенасыщен, работает более 70 организаций. Новичкам можно удержаться на рынке за счет уникальной ниши, например, открыть зоотакси. Или найти свою «фишку», как это сделал «Дамский клуб», все водители которого - женщины.

В недалеком прошлом такси можно было узнать по определенному цвету и «шашечкам», однако теперь без дополнительной подсказки диспетчера машину не найти. Фирменная символика по мнению Ильгиза Сиразиева, директора «FM-такси», сейчас совсем необязательна: «Не всем клиентам нравится ездить на машинах с символикой - если автомобиль не помечен знаками такси, это создает иллюзию собственного авто с водителем».

На рынке Казани представлены такси эконом-, бизнес- и элит-класса. Наиболее востребованы сегодня такси эконом-класса, таких служб в городе - около половины. Причина в возросшем спросе: если раньше такси заказывали поздней ночью или для поездок на праздники, свадьбы, то сейчас на такси ездят на работу, на встречи и даже на обед. Клиенты считают, что пользоваться такси эконом-класса практичнее, чем покупать собственный автомобиль. Эконом-такси используют отечественные автомобили: «Ока», «Таврия», «ВАЗ», «ГАЗ». Расценки экономичные, но не факт, что машину подадут вовремя и сервис будет на высоком уровне.

Следующая категория - бизнес-класс. Здесь таксопарк представлен, в основном, иномарками, и обслуживание более качественное.

Такси элит-класса в Казани - это отдельные владельцы дорогих автомобилей, среди которых частные лица и предприятия. Они зарегистрированы и оказывают услуги клиентам нескольких служб, занимаются частным извозом по записи. Например, компания «Сабантуй» имеет несколько лимузинов, которые предоставляет для проведения торжеств, но как служба такси не позиционируется.

Для предоставления клиентам права выбора некоторые компании объединяют несколько служб разных уровней сервиса.

Какой автопарк использовать?

В Казани работает два типа таксомоторных организаций: такси с собственным автопарком и диспетчерская служба.

Собственным автопарком обладают единицы. В их числе - «Такси 3», «FM Такси», «Такси большого города». Парк таких компаний, как правило, состоит из машин 2-3 марок с отличительной символикой, содержащей номера телефонов, либо «шашечками» на крыше. Такая схема чревата огромными затратами на старте. Чтобы купить 100 автомобилей Daewoo (Matiz и Nexia), потребуется около 21 млн руб., автомобили можно приобрести в лизинг или кредит. Помимо того, машинам необходима стоянка, оборудованная пунктом технического обслуживания, заправкой и автомойкой. Если все это арендовать, ежемесячные затраты превысят 100 тыс. руб. плюс расходы на бензин (порядка 500 тыс. руб.). Вторая сложность - подбор необходимого персонала. Водители должны быть надежными и опытными, известны случаи, когда водители пропадали и использовали автомобиль для своих нужд. У каждого водителя есть свой ежедневный план: 1 000 руб. водитель отдает службе, а все, что зарабатывает сверх этого, оставляет себе.

Совет от «FM-такси»:

Имея собственный автопарк, можно сэкономить на рекламе, размещая фирменную символику и номера телефонов на автомобилях.

Большинство казанских такси привлекают для перевозок водителей с личными автомобилями. По сути, это просто диспетчерские службы, получающие свой процент от заказа. По мнению участников рынка, если человек заработал на свою машину, его будут интересовать дальнейшие заработки, что позитивно повлияет на прибыль компании. Личный автомобиль водитель будет постоянно поддерживать в хорошем состоянии и чистоте.

Для начала бизнеса необходимо создать диспетчерскую службу: она будет предоставлять перевозчикам информационные услуги и координировать действия водителей и клиентов. На стартовом этапе затраты невелики, все текущие расходы (ГСМ, техобслуживание и автомойка) ложатся на хозяина.

Как правильно выбрать помещение?

На старте для офиса диспетчерской службы достаточно помещения площадью 15-20 кв. м. Его расположение напрямую зависит от способа связи с водителями. Если это радиосвязь, то необходимо выбирать высокие этажи либо ставить хорошую антенну, а для телефонной связи подойдет практически любое помещение. Преимущество отдается центральным районам города. Подходящий офис можно арендовать за 12-15 тыс. руб. в месяц. В нем необходимо организовать диспетчерский пункт, провести телефон, поставить радиоточку, оборудовать три рабочих места: для диспетчеров и директора. Там же будут проводиться собеседования с потенциальными водителями.

Где набрать водителей?

На начальном этапе, по мнению экспертов, на линии должно быть минимум 25-30 автомобилей. Этого достаточно, чтобы покрыть весь город: он условно делится на 6 районов, в каждом - по 5 автомобилей. При таком распределении можно осуществить подачу машины клиенту в течение 15-20 минут.

На собеседовании необходимо проверить коммуникабельность кандидата. По мнению игроков, успех такси - в культуре обслуживания клиентов. «Водители и диспетчеры нашей службы по рации и телефонам обращаются друг к другу только на «вы», - говорит Олег Абдульменев, директор «Супер-такси». - Все личные разговоры по рации запрещены. Также мы запрещаем распределять заявки исходя из личных симпатий диспетчера. Это снижает качество работы, поэтому мы прощаемся с такими сотрудниками». Стаж вождения кандидатов - не менее трех лет. Помимо этого, они должны хорошо знать улицы города, магазины, рестораны и организации.

График работы водителей - свободный, поэтому многие работают по совместительству либо только в выходные и праздничные дни. Для круглосуточной работы такси вводят 12-часовое дежурство. При этих условиях в коллективе службы такси должно быть около 100 водителей с личными авто.

На набор постоянных сотрудников уйдет около 6 месяцев. Водители работают до появления первых жалоб от клиентов, после 2-3 жалоб договор расторгается. «У нас на предприятии текучка низкая, - говорит Олег Абдульменев. - Объявления о наборе даем редко, предпочтительные каналы - бегущая строка и радио. Но в основном водители приходят по рекомендациям знакомых, уже работающих у нас. Необходимость в наборе наступает летом, с началом дачного сезона - большинство водителей уезжает за город. Осенью штат бывает полностью укомплектован».

Очень важны требования к автомобилю: он должен быть не старше 2003 г. выпуска. Предпочтение отдается иномаркам либо «ВАЗам» начиная с модели 2109. Некоторые клиенты уже отказываются ехать на «Волгах», а кто-то сразу заказывает конкретную модель авто. Техническое состояние машины оценивается в процессе работы. Если она часто ломается, то водителя на некоторое время оставляют без заказов - пока он не приведет автомобиль в порядок.

Наиль Сумгатов, генеральный директор «Триал-такси», считает, что можно сотрудничать с водителями, работающими на несколько служб. «Если человек хочет много работать, то у него уже есть навыки планирования своего времени, - говорит эксперт. - Главное, чтобы не было отказов от заявок».

Сколько платить персоналу?

В штат водителей набирают крайне редко, соцпакета, соответственно, не предоставляется. Каждый работник должен открыть ЧП, зарегистрироваться в налоговых органах и самостоятельно платить налоги с заработка.

В данный момент в налоговой инспекции нет единых требований по налогообложению таксистов. Несколько лет назад всех таксистов обязали приобрести кассовые аппараты, через полгода эти аппараты были выведены из реестра и стали недействительными, и было разрешено работать с приходными квитанциями.

Каждый водитель отдает службе такси комиссию - 20-30% от стоимости заказа, все остальное - его вознаграждение, из которого покрываются расходы на бензин, ремонт, автомойку.

Диспетчеров в компаниях принимают в штат, испытательный срок - 1 месяц. Работают по графику, как правило, сутки через двое. Один диспетчер за смену может обслужить около 150-200 клиентов, при 30-40 автомобилях на линии для организации работы необходимо 2-3 человека. С учетом графика всего должно быть 6-9 диспетчеров, по мере увеличения числа заявок набираются дополнительные люди.

Оплата труда проценты от заявок - 15-25% от суммы комиссии службы (10-15 руб.).
Для формирования отчетности нужен бухгалтер, работающий по совместительству, с зарплатой 5 тыс. руб.

Совет от «Супер-такси»:

В первый год собственник должен полностью участвовать в работе и жизни своей диспетчерской службы. Наемного директора нельзя выбирать из бывших таксистов, так как они смотрят на все с точки зрения выгоды для водителя, а не предприятия.


Какое оборудование купить?

Самое главное - выбор вида связи. Используются три способа: рация, звонки по сотовой связи или SMS.

«Мы первое время работали на сотовых телефонах, это очень неудобно, много времени тратилось на обзвон, принятие заявок, пришлось нанять двух дополнительных диспетчеров, - делится опытом Олег Абдульменев. - Вскоре перешли на радиосвязь: на одной частоте находятся сразу все водители, и они сами могут выбрать подходящий заказ. Это повышает качество и скорость обслуживания». В последнее время радиочастоту получить достаточно тяжело, требуется разрешение Россвязьнадзора, поэтому новые компании используют SMS. Затраты минимальны, операторы сотовой связи сейчас предоставляют услуги пакетов сообщений (от 95 руб. за 1 000 сообщений). Операторы по телефону принимают заявки и в виде SMS отправляют их водителям. У этого способа есть ряд недостатков: занимает много времени, оповестить можно только одного водителя, который должен подтвердить прием информации.

В диспетчерской необходимо установить базовую радиостанцию, ее стоимость с антенной и бесперебойным питанием - 20-30 тыс. руб. Автомобильные рации водители, как правило, приобретают сами либо берут в аренду у организации. Но некоторые эксперты пожаловались, что из-за небрежного отношения к имуществу компании в первый год половина оборудования была испорчена. Стоимость рации - 6-8 тыс. руб.

Очень важен телефонный номер, в этом убеждены все игроки рынка. Правило простое: телефон должен быть городской и легко запоминаться. Короткие трехзначные номера для служб такси сейчас запрещены, их предоставляют только социальным службам. Номер с комбинацией из повторяющихся цифр стоит 11 500 руб. Плюс потребуется приобрести дополнительные телефонные каналы (оплачивается как дополнительный номер - 10 тыс. руб. умножаем на число каналов), чтобы можно было одновременно обслуживать несколько клиентов. На оплату услуг связи в месяц затрачивается около 15 тыс. руб., так как звонки в основном совершаются на сотовые телефоны.

Для облегчения работы служб такси существует специальное программное обеспечение, позволяющее контролировать местонахождение всех машин, выбирать для обслуживания заказа находящиеся поблизости автомобили, а также рассчитывать стоимость поездки. В конце смены программа создает детализацию работ и подсчитывает доходы. Такие программы стоят от 50 до 70 тыс. руб. Однако почти все участники рынка работают без компьютеров, все заказы записывают в журнал, местонахождение машин отслеживают с помощью цветных магнитов с номерами. Заказы отдаются водителям в порядке очередности в каждом районе.

Как привлекать клиентов?

Обычно службы такси начинают работу с использования всех рекламных инструментов - от роликов на телевидении до объявлений на столбах. Впоследствии останавливаются на одном канале продвижения. Даже если проблем с заказами нет, рекламироваться надо обязательно, считают практически все участники рынка: «Если реклама не будет появляться, клиенты подумают, что служба закрылась, и уйдут к конкуренту».

Важно, чтобы клиенты запомнили название перевозчика, для этого водитель в конце поездки должен предложить визитку компании - один из самых эффективных способов рекламы. Визитки можно раскладывать в кафе, ресторанах, развлекательных центрах, кинотеатрах.

Затраты на рекламу на старте: 30-40% от выручки. Участники рынка говорят, что на рекламу каждый месяц нужно выделять не менее 50 тыс. руб. Наиболее эффективной рекламой участники рынка считают радиоролики, в которых номер службы такси положен на мотив известной песни. С некоторыми радиостанциями можно работать на бартерной основе.

Когда окупятся затраты?

По словам экспертов, при правильной организации стартовые затраты окупаются примерно за 6-12 месяцев. В первое время прибыль будет нулевой либо будут убытки. К этому сразу стоит подготовиться. Со второго года можно сократить затраты на рекламу.

bonus

Направления для дальнейшего развития

Владельцы всех служб такси планируют компьютеризацию работы: обработка заявок, расчет стоимости поездки, ежемесячная отчетность. Это в несколько раз снизит временные затраты диспетчеров и повысит качество обслуживания.

В перспективе - открытие элитного направления: владельцы служб такси эконом- и бизнес-классов планируют приобрести несколько дорогих иномарок, которые смогут обслуживать свадьбы, торжества. Спрос на такие услуги повышается в основном в летнее время.

Есть мнение, что через 3-5 лет в результате административного вмешательства в Казани могут остаться только предприятия с собственным автопарком. Поэтому участники рынка считают наиболее перспективным направлением развития приобретение собственного автопарка.

Детали

На чужих ошибках

Ильгиз Сиразиев, «FM-такси»:
Если вы открываете службу такси с собственным парком, оптимальное количество машин для старта - 20. Мы купили сразу 100 машин и очень долго работали без прибыли. Лучше увеличивать автопарк постепенно. Машины стоит доверять только опытным водителям.

Олег Абдульменев, «Супер-такси»:
Зачастую вновь открывающиеся службы такси устанавливают демпинговые цены. Это обеспечивает стабильный поток клиентов, но после полугодовой работы водители понимают, что возить за такие день- ги невыгодно, и фирма разоряется. Три года назад мы тоже пытались идти по такому пути, но скоро от этого отказались.

Цена входного билета

Расчет для такси, арендующего офис, площадью 20 кв. м не в центре города. На start-up предприятие закупает 20 раций для сдачи в аренду водителям. К шестому месяцу в такси работают 100 водителей с личными авто, 6 диспетчеров и бухгалтер-совместитель. На линии находятся одновременно 30 машин днем и 10 ночью. Каждая машина выполняет 8 заказов за смену, средняя стоимость - 180 руб. Таксисты отдают предприятию 20% от выручки.

Единовременные расходы на открытие

Статья
Сумма, руб.
Базовая рация с предоставлением канала

10 000
Рации для машин (20 шт.)
160 000
Телефонный номер
115 000
Дополнительный телефонный канал
10 000
Затраты на стартовую рекламу
100 000
Итого единовременные расходы
381?500

Сколько приносит такси в месяц (с шестого месяца работы)

Статья
Сумма, руб. Доход 345 600

Постоянные расходы 122 000
в том числе:
аренда помещения 12 000
зарплата диспетчеров 60 000
зарплата бухгалтера 5 000
абонентская плата за телефон 15 000
реклама 30?000
Переменные расходы 3?100
в том числе: непредвиденные расходы 3 100

Итого расходы
125 100

Прибыль
до уплаты налогов
220?500

Рентабельность 176?%

Свое мнение высказывал Деловой портал. (Опубликовано в 2008 году)

Обновлено 24.07.2011 17:23
 

Сейчас на сайте

Сейчас 101 гостей онлайн

Поиск по сайту