Выходим на рынок автопроката: ехать подано PDF Печать E-mail

В западных странах все больше людей предпочитают не ездить на личных автомобилях за сотни километров, а арендовать машину в пунк те назначения. Индустрия автопроката в США и ЕС развита очень хорошо. На рынке представлены десятки брендов, некоторые из них существуют уже не одно десятилетие. В последние годы лидерам мирового автопроката стало тесно на уже освоенных рынках — все больше транснациональных компаний объявляют о планах экспансии в страны Юго-Восточной Азии и государства бывшего Варшавского договора.

Как все начиналось

Первым сдавать автомобили в аренду в 1918 году начал американский предприниматель Уолтер Джекобс, основатель мирового автопрокатного бренда Hertz. Сегодня офисы этой фирмы открыты в 142 странах мира. Но долго первенство на рынке проката автомобилей Джекобс не удерживал: через несколько лет после открытия конторы у него появилось уже два конкурента — компании Avis (№2 в автопрокатном бизнесе и первая фирма, предоставившая аренду автомобилей в аэропортах) и Budget (традиционно предлагающая клиентам наиболее низкие цены). В итоге уже к 50-м годам прошлого века эти три гиганта фактически захватили рынок и диктовали условия небольшим компаниям. Ответом на засилье лидеров явилось объединение 24 американских фирм в сеть National. Сейчас бренд National представлен во всех развитых странах, став одним из мировых автопрокатных лидеров.

Высокую рентабельность бизнеса по прокату автомобилей оценили и туристические компании. Многие путешественники предпочитают перемещаться по маршруту не в экскурсионном автобусе, а на взятой в аренду машине. Например, американская компания Alamo в качестве специализации избрала как раз предоставление автомобилей в аренду в мировых туристических центрах. А ЕasyCar (ориентированная на бюджетные автомобили) вообще была структурным подразделением британской авиакомпании ЕasyJet и только в 2000 году отпочковалась от материнской структуры.

В отличие от американцев, объединившихся для борьбы за место под солнцем, европейцы пошли совсем иным путем, создавая так называемые автомобильные товарищества. Их членами стали жители одного города, имеющие личные автомобили, но не пользующиеся ими каждый день (в большинстве крупных европейских городов удобнее перемещаться подземным транспортом, чем часами простаивать в пробках) и предоставляющие свою машину членам объединения. Для вступления в «транспортное товарищество» надо не только быть гражданином страны и постоянным жителем города, но и заплатить единоразовый взнос (в Германии он составляет от EUR50 до EUR100) и около EUR500 в качестве залога, дальнейшие расчеты между партнерами берет на себя объединение. На европейском рынке такие организации серьезно потеснили как небольшие автопрокатные салоны, так и представительства крупнейших компаний. Помимо работы множества собственных небольших салонов по сдаче автомашин в аренду в Европе чрезвычайно развит автопрокатный франчайзинг, то есть работа европейских операторов «под крылом» крупнейших международных компаний.

Карету мне!

Большинство клиентов автопрокатных фирм — командированные сотрудники и туристы. Они могут заранее зарезервировать машину в самом салоне через интернет или обратиться с соответствующей просьбой в туристическую фирму. Бронирование автомобиля, особенно если машина должна быть в конкретное время в строго определенном месте (в аэропорту, возле вокзала или у гостиницы), лучше проводить заблаговременно — за неделю или даже месяц. Тем более если клиент заинтересован в машине определенного класса и марки.

Существуют и ограничения по возрасту и водительскому стажу клиентов. Практически нигде в Европе человек младше 25 лет и с водительским стажем менее 2–3 лет не сможет взять в аренду представительский автомобиль. Во Франции же возрастной ценз для желающих прокатиться на машине высшей ценовой категории и того больше — не моложе 30 лет. Впрочем, иногда автопрокатные салоны, не желающие ссориться с VIPклиентами, могут пойти на компромисс, снизив возрастной ценз и одновременно повысив сумму страховки. Стоимость проката конкретного автомобиля зависит от его класса, возраста и длительности аренды — с увеличением срока посуточная арендная плата уменьшается. Европейские автосалоны предлагают машины на любой вкус и «размер кошелька». Например, прокат маленького Smart (но не китайской подделки, а производства концерна DaimlerChrysler) обойдется в среднем в EUR10 в сутки. В то же время аренда ненового представительского автомобиля, такого, как Mercedes C180, будет стоить уже от EUR50 до EUR70 в сутки в зависимости от страны. Плата за прокат машины в выходные дни обычно выше, чем в будни, а договор аренды, заключенный в крупном салоне большого города, окажется на 15–20% дороже аналогичного, но заключенного в провинции.

Чтобы не переживать по поводу своевременности и полноты получения арендной платы, большинство автопрокатных салонов заключают договоры аренды только с владельцами кредитных карточек, блокируя на их счетах полную сумму аренды. Расчет за наличные средства не приветствуется в европейских салонах, исключения возможны разве что для держателей кредитных карт типа Visa Gold или Visa Platinum. При этом если в США строго следят за тем, чтобы арендованным автомобилем пользовался только тот, кто подписал договор, то в Европе смотрят сквозь пальцы, когда человек, взявший машину напрокат, передоверяет ее своему родственнику.

Извольте потесниться

Сейчас выйти на автопрокатный рынок Европы весьма проблематично. Прежде всего для открытия собственного салона придется изрядно потратиться на закупку и страхование автомобилей, оборудование офиса, проведение рекламной кампании. Конечно, можно попытаться уменьшить начальные расходы, например, приобрести подержанные автомобили или вообще взять их в долгосрочную аренду или лизинг (о том, что в данном случае клиент-арендатор превращается в субарендатора, ему не сообщается). Некоторые начинающие предприниматели вообще не имеют своих машин, они организовывают только маленький офис с минимумом необходимой офисной «начинки». То есть под вывеской автосалона работает, по сути, автопрокатный оператор, который принимает заявки на аренду машин и передает их уже настоящему салону, получая определенный процент от предоставленных заказов.

Все больше американских и европейских бизнесменов предпочитают начинать свое дело под патронажем крупной международной автопрокатной или туристической компании, которая снабжает салон клиентами. Большинство салонов старается максимально упрочить свою позицию на рынке и включает в свой автопарк машины на любой вкус — от дешевых моделей, предлагаемых путешествующим студентам, до автомобилей представительского класса. Узкая специализация себя не оправдывает, ее могут себе позволить исключительно VIP-автосалоны, принадлежащие крупным автопрокатным компаниям или являющиеся структурными подразделениями других компаний (продюсерских или event-организаций).

В зависимости от выбранной специализации различается и доходность работы. Например, оператор, передающий полученные заказы крупным сетям, зарабатывает от EUR3–5 тыс. до EUR10–15 тыс. в месяц в разгар сезона (за период отпусков автопрокатный салон имеет от 60 до 85% среднегодового дохода). Небольшой автосалон, имеющий порядка 15 машин различного класса и стоимости проката, приносит своему владельцу уже EUR30– 50 тыс. (из которых 60% уйдет на ремонт и обновление самих автомобилей). Доходы крупнейших сетей составляют миллионы долларов ежемесячно, независимо от сезона — представительства во всех туристических и деловых центрах обеспечивают стабильно высокий спрос на автомобили, не взирая на время года.

Крупнейшие компании по прокату автомобилей

  • Hertz. Основана в 1918 году. Сегодня корпорация Hertz предлагает в аренду автомобили в 142 странах мира.
  • Avis. Основана в 1946 году. Первой предложила услугу по аренде автомобилей в аэропортах. Сегодня компания Avis занимает второе место в мировом рейтинге, предлагая прокат автомобилей в 166 странах мира.
  • Europcar. Крупнейшая европейская компания по прокату автомобилей. Europcar управляет сетью из более 3 тыс. офисов, предлагающих аренду машин в 160 странах мира.
  • Alamo. Американская компания Alamo Rent A Car специализируется на аренде автомобилей в основных мировых туристических центрах. Основана в 1974 году. Сегодня представлена в 42 странах на всех континентах.
  • Budget. Американская компания, предлагающая недорогую аренду автомобилей. В настоящее время входит в состав концерна Avis Budget Group. Точки автопроката открыты на всей территории США и Канады и некоторых других стран, в том числе в Украине.
  • National. Основана в 1947 году группой из 24 независимых операторов. Сейчас National — одна из лидеров автопроката в США. Компания предлагает автомобили в аренду также во многих других странах. В СНГ National не представлена.
Обновлено 01.08.2011 10:47
 

Сейчас на сайте

Сейчас 93 гостей онлайн

Поиск по сайту