Правовое поле будущего автоломбардов России PDF Печать E-mail
poleАвтоломбардный бизнес в России характеризуется устойчивой тенденцией к росту. На сегодняшний день автоломбарды занимают всего лишь 2% от всего оборота ломбардного бизнеса. Оценивая и учитывая перспективы развития этого сегмента рынка с большими займами, он привлекает внимание все большего числа инвесторов.

На фоне ограничения банковского кредитования многие интересуются альтернативными возможностями получения кредита, в частности автоломбардами. Залоговое кредитование востребовано физическими лицами, частными предпринимателями, малым и средним бизнесом. Популярность автоломбардов в настоящее время растет, поскольку это один из наиболее быстрых способов решить финансовые вопросы, расчитаться с долгами и кредитами, отремонтировать квартиру, оплатить отдых, лечение, учёбу, дорогие покупки.

Несмотря на условия повышенного спроса на услуги автоломбардов, рынок этот является достаточно закрытым. Его игроки неохотно комментируют свои достижения, отмечая, что не испытывают недостатка в клиентах и в рекламе не нуждаются. То, что автоломбардный бизнес процветает, подтверждают данные Федеральной Налоговой Службы России: в 2011 году прибыль автоломбардов по сравнению с аналогичным периодом 2010-м возросла в 2,1 раза.

Кому в правовом поле жить хорошо?

В недавнем интервью Константин Шипунов, член Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, депутат Государственной Думы РФ, один из инициаторов законопроекта № 355404-5 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О ломбардах» на вопрос:

Будут ли отдельные поправки, касающиеся автоломбардов, планируется ли что-то сделать в правовом поле этого сектора ломбардного бизнеса?

Ответил следующее:

"Автоломбарды занимают всего порядка 1.5-2% из всего оборота ломбардного бизнеса. Основная часть, порядка 98%, это ювелирка - золото. Деятельность автоломбардов не регулируется каким то специальным законодательством, или отдельными нормами в базовом Законе "О Ломбардах". Залоги автоломбардов подпадают под определение "движимое имущество"- это личные транспортные средства клиентов. Именно работу автоломбардов можно охарактеризовать как выполнение программы по микрокредитованию и помощи малому бизнесу, так как суммы выдаваемые автоломбардами в сотни раз превосходят займы обычных золотых ломбардов."

Однако вопрос по автоломбардам поднимается на слушаниях рабочей группы не первый раз. Еще с лета 2009 года при обсуждении внесения поправок в Закон "О Ломбардах" предлагалось упорядочить законом регистрацию автозалогов путем создания единой базы в ГИБДД. Но ситуация не меняется до сегодняшнего дня. Как и в прошлом году рассмотрение вопроса по регистрации залогов автотранспорта в ГИБДД отложено.

Кстати, именно Депутат ГД К.Шипунов ни в 2010, ни в 20011 году не был готов обсуждать данное предложение рабочей группы. Была надежда, что последующие заседания привнесут ясность в действующее законодательство по урегулированию сферы правоотношений в автоломбардах. Известно также, что МВД ушло от обязанности регистрации таких договоров по автотранспорту, прикрывшись решением Высшего Арбитражного Суда.

Закон "О ломбардах" готовился и разрабатывался исключительно на "золотников". Ни в одной статье Закона нет даже упоминания о таком направлении деятельности как автоломбард, не говоря о юридических и правовых аспектах. Сфера работы автоломбарда подпадает под основные принципы деятельности обычного ломбарда. Однако по юридическим аспектам, затрагивающим право собственности на автомобиль, отчуждение в случае признания залога невостребованным, регистрационные действия в случае снятия авто с регистрационного учета - это совершенно иное правовое поле. И статистика в автоломбардах по возникающим вопросам касательно доверенностей, аффилированности лиц, права совместной собственности, законных способов реализации невыкупленных залогов происходит как раз из-за отсутствия правовой регламентирующей базы.

Закон есть - норма не реализована

До сих пор не реализована норма Закона о Залоге Статья 40 пункт 2:

Залог транспортных средств подлежит регистрации в реестрах, которые ведутся государственными организациями, осуществляющими регистрацию гражданских воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств.

Пунктом 5 ст. 339 ГК РФ определено, что законом могут быть предусмотрены учет и (или) регистрация договоров о залоге и залогов в силу закона отдельных объектов движимого имущества. Но и эта статья закона не находит поддержки и внимания законодателей   из-за небольшого количества участников рынка.

Что делать?

Автоломбардам России необходимо объединяться в профессиональные сообщества. Именно объединённые ассоциации (такие как РЕГАЛ) при возникновении конфликтных ситуаций и необоснованных претензий со стороны федеральных (региональных) органов исполнительной власти к участнику автоломбардного рынка готовы будут представлять и отстаивать интересы своего члена, что автоматически переводит весь процесс разбирательства в качественно иную плоскость. Только коллективные действия по отстаиванию интересов всех участников автоломбардного рынка позволят создать эффективную модель взаимодействия бизнеса и государства. Я уверен, что только сплав опыта, передовых технологий и активной жизненной позиции способен поднять автоломбардный бизнес в России на новый, качественно иной уровень.


Автор:·Сергей Ерман, Ломбард "АВТО-ДУБРОВКА", Москва

cайт:·http://auto-dubrovka.ru/
тел.: · +7 (905) 742-6500
email:·lombard@auto-dubrovka.ru

"Инфопакет Автоломбард" - Самая полная система создания и развития бизнеса автоломбарда.

Обновлено 02.04.2012 01:33
 

Сейчас на сайте

Сейчас 81 гостей онлайн

Поиск по сайту